Полярник (polyarnick) wrote,
Полярник
polyarnick

Categories:

"Замок Гарибальди": страница рыцарского романа на берегу Волги

Думаю, в самарском ЖЖ-сообществе только ленивый и нелюбопытный не видел репортаж нашего вездесущего блогера sv_bob - "Невероятный замок в селе Хрящёвка". Судя по всему, его читают и в столицах – и месяца с полёта Боба над Хрящёвкой не прошло, как самый загадочный и необычный из всех современных архитектурных объектов Самарской области – «Замок Гарибальди» - украсил собой обложку мартовского номера федерального журнала «Красивые дома». Остаётся только удивляться, как самарские издания проглядели такое чудо, находящееся прямо у них под носом!



Меня, к слову, любопытство разъедало - и, будучи на неделе с одним другом по делам в Тольятти, уговорила его, прежде чем возвращаться в Самару, проехать в Хрящёвку – благо это недалеко, всего в 35 км от Тольятти. Впечатления – ошеломляющие. Реально на окраине села – замок, а за ним поле и с трёх сторон вокруг - Волга.



Замок по всем внешним признакам – старинный: камни крупной кладки потемневшие, местами покрытые зелёным мхом (или это лишайник называется?), местами выщербленные, как будто по ним стреляли (Стенька Разин со своей ватагой или Емельян Пугачёв пытался штурмовать? ;))) Внутрь, конечно, попасть не удалось – это пока ещё незаконченный объект. Но снаружи ходила разглядывала замок, пока ноги не замёрзли и друг не достал нытьём, что у него встреча в Самаре, садись в машину, а то без тебя уеду.



Когда вернулась, полезла в сеть искать дополнительную информацию – и наткнулась (на ловца и зверь бежит) на блог одного из тех, кто создавал замок – художника Сергея Каренгина. Кому интересно – вот здесь первая часть (про архитектурную легенду, уходящую аж в раннее средневековье), а здесь – вторая (про то, как замок «старился»). И очень вовремя местные новостные порталы подхватили и растиражировали материал, опубликованный в «Красивых домах».


Как оказалось, над созданием средневекового замка посреди небольшого волжского села работала целая команда: главный архитектор проекта - член Союза архитекторов России Валерий Сеглин, архитектор Юрий Гурьянов, уже известный мне художник Сергей Каренгин (оформлял гостиницы, клубы, рестораны, зоопарки и музеи по всему миру), разработавший дизайн фасадов замка. Декор фасадов – а он заслуживает отдельного упоминания - создавался под руководством Алексея Чебоксаринова и Виктора Зайцева.



Вообще-то проект разрабатывается и воплощается с 2006 года, но до сих пор о нём было практически ничего не известно (кроме смутных слухов и отдельных фоток) – всё-таки село Хрящёвка лежит в стороне от оживлённых магистралей и многолюдный мегаполисов. Тем не менее, это название знакомо всем, кто увлекается сёрфингом: именно сюда, в село на берегу Жигулёвского моря, они приезжают летом. Возможно, именно это паломничество сёрферов натолкнуло на мысль построить здесь гостиничный комплекс – надо же способствовать развитию туризма в области!



Как сообщают осведомлённые источники, комплекс по проекту, который постоянно дорабатывается, будет включать несколько объектов. На сегодня, в основном, готовы три: основное здание замка (отель на семь вип-номеров), флигель (кухня для обслуживания гостей во время праздничных мероприятий под открытым небом) и развлекательная зона, соединяющая замок и флигель в единый архитектурный ансамбль.



Крыша развлекательной зоны вымощена камнем, как дворик замка, и представляет собой открытую площадку (более шести соток), предназначенную для прогулок и мероприятий под открытым небом. Здесь могут одновременно с комфортом разместиться 200-300 гостей. В саму развлекательную зону, представляющую собой анфиладу залов, входят аквакомплекс с несколькими бассейнами, бильярдный зал и боулинг. Говорят, наиболее сильное впечатление оставляет зал, воссоздающий трюм затонувшего и лежащего на морском дне галеона с сокровищами, со стеклянным полом, под которым находится огромный аквариум.

В основном здании замка, собственно отеле, на первом этаже расположена зона для общения: обеденный зал, гостиная и зимний сад, а также служебные помещения, в частности – ещё одна кухня, для обслуживания обеденного зала. На остальных этажах – семь гостиничных вип-номеров. Внешний облик замка уже, в основном, завершен, и сейчас ведётся внутренняя отделка помещений.



Как рассказывают авторы этого современного архитектурного шедевра, «Замок Гарибальди» не является копией какого-то конкретно существующего европейского замка. Это скорее творческое самовыражение его создателя, собирательный образ, вобравший в себя самые прекрасные элементы реальных старинных замков Франции, Испании и Португалии. Аналогов ему в России нет.

Та самая впечатлившая меня исторически достоверная старинная каменная кладка фасадов «Замка» создана художником Сергеем Каренгиным вручную. Причём внешний вид камней как бы отражает многовековую историю замка. В этом есть логика - ведь многие дожившие до наших дней реальные исторические замки строились на протяжении веков и перестраивались уже в 19 веке, когда вернулась мода на готику. Также и по камням «Замка Гарибальди», по характерному рисунку кладки и элементам декора можно восстановить его историю: фундамент заложен в 10-12 веке, первый и второй этаж возводили в Средние века, а мансарды достраивали уже в эпоху Возрождения.



Вот как описывает стилевую хронологию «Замка» художник Сергей Каренгин: «У замка довольно сложная и загадочная легенда в плане стилистики и хронологических привязок. При внимательном изучении становится понятно, что замок был построен в несколько этапов и в различное время. Наиболее древним является его фундамент и цоколь, который сложен из темно-серого кремнистого известняка и датируется не позднее 10-12 веков. Дополнительным, хоть и не абсолютным, подтверждением столь древней датировки является один из камней, использованных для цоколя, на котором высечен оригинальный барельеф в стиле, близком к скандинавскому стилю Jelling, характерному для археологических находок 10 века в Дании. Откуда здесь взялся этот барельеф (как, впрочем, и весь замок) - полная загадка. Можно предположить, что кто-то из древних мастеров, участвовавших в строительстве, был знаком с этим стилем».



И эта архитектурная «легенда» делает выстроенный в 21 веке замок убедительно настоящим. Кажется, что он сошёл со страниц рыцарского романа, что по камням, которыми он вымощен, ступала нога короля-крестоносца Ричарда Львиное Сердце. Не его ли статуя стоит рука об руку с прекрасной дамой у Южного фасада Замка?



Обилие многозначительных и тщательно выполненных деталей и элементов декора, каждый из которых работает на общую идею, создают особое настроение. Все эти сказочные средневековые персонажи - грифоны, горгульи, драконы - ещё больше погружают в атмосферу рыцарской романтики.



«Надо заметить, что в замке каждый сантиметр поверхности сделан вручную. Разными людьми, в разное время. Поэтому каждое изделие тут уникально и несет память о руках своих создателей. И вот из этих маленьких уникальных фрагментов складывается большая живая история прямо на наших глазах», - рассказывает Сергей Каренгин.





Замок уже сейчас, на этапе строительства, навсегда поменял волжский пейзаж и тихую деревенскую жизнь обитателей Хрящёвки (не говоря уже о том, что это теперь любимое место фотосессий тольяттинских свадебных фотографов). Думается, не будет преувеличением сказать, что его ждёт судьба главной достопримечательности Самарской губернии – много ли найдётся в России областей, которые могут похвастаться своим средневековым замком?



PS У моего фотоаппарата предательски сдохли аккумуляторы, а телефончиком величие и красоту не передать, поэтому иллюстрирую «с миру по нитке». За фото спасибо Владимиру Сверкалову, Валерию Афанасьеву и Сергею Каренгину.

PPS Контакты для желающих организовать фотосъёмку в "Замке Гарибальди": +7 (937) 063-38-82, zamok_garibaldi@mail.ru

UPD А вот так замок Гарибальди выглядит летом 2014 года.













Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →