
С того самого дня, когда я впервые приобщилась к миру крафтового пива (благодаря открывшемуся у нас в Самаре магазину 1586 CRAFT BEER SHOP) и глубоко погрузилась в тему, я грустила: почему в какой-то провинциальной глубинке* - в Туле, Воронеже или Краснодаре - есть свои крафтовые пивоварни, варящие пиво, которым восхищаются знатоки на фестивалях и которому ставят высокие оценки эксперты, у нас в Самаре, четвёртой столице России (по мнению нас, самарцев – да, Казани мы со скрипом согласились уступить третье место) – вчерашний день и прошлый век?! Почему мы вынуждены гордиться былой славой Жигулёвского и пить при этом иногородний крафт, как будто мы прокляты бароном фон Вакано и не можем сварить ничего своего достойного?
*я понимаю, что это пассаж из серии «тщательно обидеть всех» (с), но таков уж наш самарский менталитет – считать себя исключительными, а свой город - «запасной столицей», поэтому мы так обижаемся, когда нас путают с Саратовом, который, в отличие от Самары, глушь (ну, все же помнят ещё со школы «в деревню, к тётке, в глушь, в Саратов!»)
Немного утешил меня Фестиваль домашнего пивоварения, показавший, что потенциал у наших пивоваров есть. Но хотелось чего-то такого, чтобы и вкусно, и эстетично, и доступно в магазине. И вот в минувший четверг моей самарской патриотической фрустрации пришёл конец – я побывала на местной пивоварне и попробовала её пиво, которое вполне может встать в один ряд с Салденсом, Лавкрафтом и ВикториАртБрю. Я говорю о молодой самарской крафтовой пивоварне Монкфиш.
Для начала – почему эта пивоварня крафтовая? Потому что она удовлетворяет всем требованиям к крафтовой пивоварне:
- она варит пиво небольшими объёмами – на пивоварне всего 8 танков по 1000 литров каждая;
- она абсолютно частная: владельцы и пивовары – отец и сын Макаровы, Александр и Никита;
- она варит пиво по оригинальным рецептам, которые Макаров-старший разрабатывает сам;
- она не экономит на ингредиентах, используя только высококачественные немецкие солода и американские хмели (которые, к слову, в 4-5 раз дороже российских, но во столько же раз лучше).
Всё это я узнала во время экскурсии. Но расскажу по порядку.
Пивоварня находится в труднодоступном месте на 9 просеке. Я там была впервые – это удивительное место, изумительная смесь «рублёвки» и «промзоны»: вот тут дорогие коттеджи и гастрономический бутик, а рядом – склады, гаражи, ещё какие-то строения непонятного, но явно нежилого назначения. Пивоварня Монкфиш арендует здесь бывшую котельную – мы нашли её, честно говоря, с трудом. Некоторые из нас даже усомнились – туда ли их привёл навигатор: что – вот это невзрачное строение гаражного типа и есть пивоварня??? О том, что мы на верном пути, мы поняли по запаху – этот хлебный запах солода не спутаешь ни с чем, если ты живёшь в Самаре и хоть раз гулял в окрестностях Жигулёвского пивзавода.
Первой нас встречает на пивоварне (не считая Никиты Макарова) инсталляция с рыбой-monkfish, той самой глубоководной рыбой-удильщиком или морским чёртом, которая дала название пивоварне (и ещё мешок с тыквами – но о нём позже).
Вообще здесь очень серьёзно относятся к фирменному стилю – бутылки с пивом Монкфиш не спутаешь ни с каким другим: этикетки им рисует один безумно прекрасный московский художник, и то, что он это делает с удовольствием, видно по рисункам. Каждая этикетка – произведение искусства. А какими историями он сопровождает каждый рисунок! Александр Макаров пообещал начать печатать их на этикетках, а пока их можно разглядывать, как картины, и самостоятельно погружаться в бездны смыслов. Названия сортам пива даются в единой морской тематике (из всей линейки сортов выбивается только Citra, названная по сорту использованного хмеля – это такая традиция у сингл-хопов). На логотипе пивоварни, который печатается на крышечке, также изображена стилизованная рыба-монкфиш. Люблю, когда не пренебрегают деталями и стараются довести до совершенства каждую мелочь!
Поскольку я конченый гуманитарий, то не запомнила почти никаких технических подробностей, кроме того, что линия по разливу пива в бутылки и наклейке этикеток – итальянская, а хоп-ган для сухого охмеления изобретён как раз на этой пивоварне и сделан по их чертежам. Поэтому я вам тут покажу картинки – кто в теме, тот поймёт, что всё это действительно круто и отнюдь не на коленках варится.
Вот здесь пиво варится.
Вот здесь оно выдерживается. На пивоварне пока всего 8 танков по тонне каждый.
А вот это называется хопган (hopgan - хмелевая пушка) - для сухого охмеления, конструкция разработана самими пивоварами Монкфиш и собрана по их чертежам на заказ. Сейчас её уже и другие крафтовики внедряют.
А это итальянская линия по разливу пива в бутылки.
Самое главное в любой экскурсии на пивоварню – это, разумеется, дегустация. Ибо, каким бы крутым не было оборудование, но если пивовар - рукожоп или экономит на сырье, то и результат будет соответствующий. И то и другое – точно не случай пивоварни Монкфиш: тут и руки на месте, и пиво варится, как для себя.
Первым пробуем обновлённую версию лемонграсс АПА «Калипсо» - в эту варку добавили кардамон (Макаров старший был очарован этой специей, попробовав белый кофе с кардамоном в Дубаях). Кардамон пришёлся в этом сорте как нельзя кстати, очень гармонично дополнив дуэт лемонграсса и хмеля Sorachi Ace. Лёгкий, вкусный, очень ароматный светлый эль.
Помните, я говорила про мешок с тыквами, встретивший нас у входа - так это он.
Из сестёр этих тыкв был сварен тыквенный эль, созревающий к Хеллоуину – с целой россыпью специй: корица, гвоздика, мускатный орех, кардамон. Ну что вам сказать? Это на сегодня самый вкусный и гармоничный тыквенный эль из всех, что я пробовала. Он в меру сладкий, в меру тыквенный, в меру пряный и при этом достаточно лёгкий. «Я хотел, чтобы он был питким», сказал Макаров-старший. И это у него получилось.
А это он и есть - главный пивовар и владелец пивоварни Monkfish Александр Макаров.
Дальше наши бокалы наполняет молочный стаут «Белая аурелия» (это название медузы, стаи которых делают море белым, как молоко). Коричневый, густой, сладкий, с подобающими стилю нотами кофе и шоколада – один из самых вкусных молочных стаутов в моей жизни.
Переходим к сортам покрепче. От аромата Monster IPA Mels (трио хмелей Colambus, Centannial и Mosaic) кружится голова. Или это 11 градусов дают о себе знать? При такой плотности – 29% НП – крепость не чувствуется, когда пьёшь. Да и заявленные 100 IBU горечи проявляются только в послевкусии. Я не большой любитель IPA, но этот заставляет меня пересмотреть свои пристрастия. Очень хорош!
Ну и апофеоз дегустации – русский имперский стаут «Олифант», названный в честь фрегата балтийского флота. Несмотря на то, что ему ещё нужно пару-тройку месяцев, чтобы окончательно дозреть, он уже сейчас подаёт большие надежды: всё, что мы любим в РИСах – кофе, тёмный шоколад, виски, торф, ликёрная сладость и приятное тепло 12 градусов – всё тут есть, всё на месте. Хочется немедленно к камину, укутаться в клетчатый плед, плеснуть в бокал «Олифанта» - и потягивать его, наслаждаясь каждым глотком.
Ну, думаю, вы уже поняли – я влюбилась. Мне теперь есть чем гордиться и что дарить иногородним друзьям в качестве самарского специалитета. Парадоксально, но в соседних областях (в той же Екатеринбургской, где и своих крафтовых пивоваров хватает) Monkfish знают лучше, чем в Самаре. Это нужно срочно исправить!
PS А это машинка для развоза пива Monkfish с рисунком того же художника, который рисует этикетки. Не знаю, какой именно смысл вложил художник (а фантазия у него - будь здоров!), но я хочу думать, что здесь изображён момент, когда рыба-monkfish побеждает гидру евролагеров.